ДО НАЧАЛА РАБОТЫ:
1. Надеть спец.одежду.
2. Приготовить необходимые материалы и инструменты.
3. При слабом зрении надеть очки.
4. Не проверять остроту заточки инструмента рукой.
5. Доводку инструмента проводить при разрешении мастера и только по направлению движения войлочного круга.
ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ:
6. Работать только в спокойном и уравновешенном состоянии.
7. Положение тела работающего должно быть устойчивым.
8. Правильно удерживать инструмент в руке.
9. Прочно удерживать заготовку.
10. Не работать затупившимся инструментом.
11. Не делать резких движений во время работы.
12. Не работать с ножом в направлении к своему телу.
13. Не отвлекаться, и не мешать работать другим.
14. Класть инструмент лезвием от себя.
15. Не оставлять нож в положении режущей кромкой вверх.
16. Не передавать инструмент из рук в руки.
17. Не пытаться поймать падающий нож.
18. Не делать резких движений в мастерской.
19. Вращать заготовку (если длина позволяет), а не перемещаться самому.
20. При затруднениях в работе задавать вопросы учителю.
21. Соблюдать порядок на рабочем месте.
ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ:
22. Сдать инструмент учителю.
23. Убрать рабочий стол при помощи щётки.
ПРИ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ:
24. При возникновении пожара в кабинете, немедленно прекратить занятия, организованно, без паники покинуть помещение 25. О поломке инструмента сразу сообщить учителю.
26. При получении травмы сразу сообщить учителю.
27. При недомогании сразу сообщить учителю!
ПОМНИТЕ!
Нарушение правил безопасности ведёт к получению травм.
Учиться резьбе, осваивать приемы этой работы лучше на мягких породах дерева. Древесину надо выбирать светлую, без темных пятнышек и полос. Хорошо поддается резьбе липа, береза, ольха, орех. Тополь слишком мягок. Ель и сосна сильно слоисты, крошатся. Более опытный резчик может выполнять резьбу на яблоне, груше, сливе, клене и дубе. Однако эти твердые породы деревьев требуют от резчика большей силы и ловкости.
Древесина предназначенная для резьбы должна быть без сучка, без задоринки. Обычно выбирают пиломатериалы радиальной распиловки. Такая древесина легко подаётся обработке инструментом и меньше подвергается короблению. Влажность материала не должна превышать 10%, иначе впоследствии изделие может растрескаться или покоробиться.
Надо быть готовым к тому, что много времени занимает разметка и нанесение рисунка. Каким-то художественным талантом при этом обладать совсем не обязательно. Желание и трудолюбие помогут в любом деле. Технологии переноса изображения вы научитесь на занятиях.
Для геометрической резьбы, с которой начинают все новички, чаще всего применяется нож-косяк с двухсторонней заточкой. Удобнее использовать два ножа с разными углами заточки: 30 градусов — для наколки рисунка, 60 или 80 градусов — для подрезки.
Ассоримент стамесок бесконечно велик, поэтому не надо торопиться покупать интересные ножички с красивыми ручками. Стамески могут иметь лезвие разной формы и применяются для выполнения самых различных операций. В процессе занятий в студии вы лучше сможете понять какой инструмент вам нужен.
Рабочее место может быть в виде стола из неокрашеных досок, мебельных щитов или верстака со специальными элементами крепления заготовок. Некоторые изделия можно резать и на коленях, подложив под изделие брезентовую грубую ткань, предотвращающую травмы при соскакивании ножа.
Инструкцию по технике безопасности каждый ученик изучает на первом занятии.Техника безопасности это основное о чём нельзя забывать ни на мгновение, работая с острым инструментом.
Освещение на рабочем столе должно обеспечиваться из двух или трёх точек, чтобы тени не мешали резчику. Наиболее приемлемо дневное освещение без прямых солнечных лучей.
Основные виды резьбы по дереву: плоскорельефная, рельефная, геометрическая (трехгранно-выемчатая), контурная, прорезная, накладная, объемная.
В плоскорельефной резьбе невысокое рельефное изображение, носящее обычно силуэтный характер, находится в одной плоскости с фоном. По технике выполнения плоскорельефная резьба подразделяется на резьбу с заоваленным контуром, подушечным или подобранным фоном.
Для рельефной резьбы характерны углубленный фон и выступающие над ним формы изображения — низкорельефные (барельеф) и высокорельефные (горельеф).
Геометрическая (выемчатая) резьба создает узор, заглубленный в гладкий фон. Представлена двумя основными техниками — трехгранно-выемчатой и скобчатой. Для трехгранно-выемчатой характерен узор, для скобчатой- ногтевидные или лунообразные элементы изображения. Контурная резьба выполняется углубленными линиями по гладкому фону. Напоминает гравирование. Прорезная (ажурная, сквозная, пропильная) резьба создается путем сквозного выпиливания или высверливания фона. Представляет собой тонкую, легкую, ажурную композицию, работающую на просвет. В накладной резьбе вырезанное изображение накладывают на гладкую поверхность, что позволяет получать ровный фон без трудоемкой его выборки. Под объемной резьбой понимают обычно трехмерное изображение — скульптуру.
В резьбе для достижения яркой декоративности подчас сочетаются разные ее виды: накладная резьба со сквозной, плоскорельефная с контурной и т. д.
Советы резчику
1. Вырезайте каждый день.
2. Работайте до тех пор, пока не почувствуете физическую усталость, потом сделайте паузу и порежьте ещё немного.
3. Размышляйте.
4. Если оказались в тупике, присмотритесь к работам знаменитых резчиков.
5. По возможности, покупайте лучшие материалы.
6. Будьте строгим критиком своих работ.
7. Пусть стремление к работе войдет в привычку.
8. Не позволяйте неудачам раздавить себя. Успех рождается из неудач.
9. Не усложняйте. Будьте проще.
10. Хорошо знайте свое оборудование и надлежащим образом следите за ним.
11. Куда бы вы ни собирались, всегда имейте под рукой необходимые и готовые к работе инструменты и материалы.
12. Общайтесь с интересными вам людьми.
13. Не завидуйте более талантливым резчикам. Просто старайтесь работать на пределе возможностей.
14. Истинная конкуренция заключается в соперничестве со своим вчерашним результатом.
15. Засыпая, думайте о том, с чего в первую очередь вы начнете завтрашний день.
16. Изучайте работы великих мастеров. Обратите внимание на то, каким образом расставлены акценты в их резьбе, что выделено,что является второстепенным.
17. Шедевры создаются в результате героического труда.
18. Без борьбы прогресса не бывает.
19. Лучше действовать, чем бездельничать.
20. Не говорите себе: «Времени нет». У вас ежедневно его столько же, сколько было у выдающихся мастеров.
21. Читайте. Будьте знакомы с интересными идеями.
22. Чем бы вы ни зарабатывали себе на жизнь, совершенствуйте свою резьбу.
23. Задавайте вопросы. Жадно учитесь.
24. Вы ученик собственной школы резьбы. Кроме того, вы в ней и учитель.
25. Стремитесь находить резчиков, чьё мировосприятие созвучно вашему и старайтесь постоянно расширять их круг.
26. Гордитесь своими работами.
27. Гордитесь самим собой.
28. Во время работы над резьбой помните, о чем она.
29. Будьте организованы.
30. Выражения типа, «Какой я несчастный!» вам не помогут.
31. Пытайтесь найти то, чему можно поучиться у других резчиков; не нужно искать в их произведениях недостатки.
32. Всматривайтесь и наблюдайте окружающую жизнь.
33. Не будьте заносчивым и высокомерным.
34. Никогда не говорите: «Это мне не под силу». Подобные мысли мешают развитию.
35. Будьте изобретательны.
36. Помните: если приложить достаточно усилий, открываются любые двери.
37. Режте всегда и везде. Резчик — это, образно говоря, резец плюс личность.
38. В каждой попытке создать прекрасное уже присутствует искусство.
39. Деньги — штука хорошая, но в жизни есть более важные вещи.
40. Старайтесь тратить меньше, чем вы заработали.
41. Не скрывайте ваши знания. Делитесь ими.
42. Попробуйте поработать с тем, что вам не по нутру: так вы откроете, истинно своё.
43. Вдохновение приходит, когда вы погружены в работу.
44. У лени шедевров нет!
45. Привычка сильнее желания. Если вы сможете выработать у себя привычку работать каждый день, вас уже ничто не остановит.
46. Не называйте себя резчиком. Пусть так вас назовут другие. Звание «резчик» ко многому обязывает.
47. Выдержка и твердость характера — волшебные составляющие успеха.
48. Анализируйте произведения резчиков, которые решают близкие вам проблемы.
49. Не изобретайте оригинальной резной манеры. Этим вы можете связать себя на всю жизнь. Или, что ещё хуже, вам придется менять свой стиль каждые несколько лет.
50. Если то, что вы хотите сказать, исходит из глубины ваших чувств, у вас будет свой зритель.
51. Не завидуйте успеху. Будьте душевно щедрым и поздравляйте других от всего сердца.
52. Требования, предъявляемые к самому себе, должны быть выше и существеннее требований ваших критиков.
53. Вкладывайте в резьбу сердце.
54. Мастер может найти сюжет для большой резьбы даже в уголке мастерской.
55. В резьбе Мастера наиболее важный элемент всегда очевиден.
56. Вырезайте цельно, от крупных участков к мелким.
57. Выделение какого либо элемента означает, что остальные части скульптуры должны изображаться приглушенно.
58. Прорабатывая композицию резьбы, делайте множество эскизов и старайтесь избегать банального копирования увиденного.
59. Критики не имеют решительно никакого значения.
60. Распределите свой день так, что бы у вас было время резать, писать, читать, тренироваться и отдыхать.
61. На стадии завершения резьбы старайтесь не торопиться.
62. Резьба по дереву — практичное искусство, использующее конкретные материальные предметы: резцы, фрезы, абразивные материалы, дерево. Неотъемлемой частью резьбы является зарабатывание средств к существованию.
63. Большинство резчиков преподают или работают в сферах, близких к искусству.